Тема проекта: «Поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников»
Цель - создание условий для эффективного профессионально-личностного развития педагогов в условиях образовательной организации как фактора саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации, повышения качества образования, решения инновационных проблем образовательного процесса.
Задачи:
1.Оценка и развитие кадрового потенциала в образовательной организации.
2.Выявление профессиональных дефицитов, запросов педагогических коллективов и отдельных педагогических работников.
3.Осуществление профилактики профессионального выгорания педагогов.
4.Формирование программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогов.
5.Организация сетевых форм взаимодействия педагогов на муниципальном уровне.
Обоснование его значимости для развития системы образования
Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду.
В существующих условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива и самомотивация, диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель, активно участвующий в разных формах методической работы, приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной компетентности.
Потребности нашей образовательной организации в развитии педагогического персонала складываются сегодня под воздействием основных факторов:
- Профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов;
- Происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- Школа ощущает постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов образовательного учреждения.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.
Непрерывность образования педагога современной школы становится необходимым условием профессиональной самореализации учителя, продуктивной педагогической деятельности, формирования высокого уровня мастерства учителя. Все это является важнейшим условием развития личности учителя.
Однако в процессе формирования среды профессионального общения в интеграционном пространстве были выявлены следующие актуальные проблемы деятельности педагогов:
- неподготовленность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
- процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности;
- педагоги не осознают, что именно необходимо фиксировать как результат опытно-поисковой деятельности и представлять в системе профессионального общения.
Проблемы, решению которых способствует данный проект:
- инертность педагога к инновационным процессам современной системы образования;
- недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в режиме реализации современных образовательных программ;
- отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации;
- низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
- отсутствие у учителей стремления к самообразовательной деятельности;
- низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;
- невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он показывает пути методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учетом инновационных подходов к организации методической работы в школе.
Система сопровождения адресного непрерывного профессионального развития осуществляется:
- на уровне образовательной организации,
- на муниципальном уровне (муниципальными методическими службами);
- на региональном и федеральном уровнях, а также в деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
В развитии системы сопровождения профессионального развития решаются задачи по обновлению подходов, механизмов на основе интеграции формального, неформального и информального образования, взаимодействия всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования.
В системе сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров осуществляется:
– построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников на основе выявления профессиональных дефицитов педагогических работников;
– совершенствование предметных компетенций педагогических работников;
– развитие цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников; – вовлечение педагогов в экспертную деятельность;
– формирование методического актива;
– поддержка молодых педагогов, реализация программ наставничества педагогических работников;
– организация сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на муниципальном уровне;
– поддержка методических объединений и(или) профессиональных сообществ педагогов на основе системного анализа состояния и результатов их деятельности;
– и другие направления и механизмы сопровождения и поддержки роста профессионального мастерства педагогов и руководителей.
Непрерывность профессионального (педагогического) образования может быть достигнута на основе идеи интеграции формального, неформального и информального образования, а также идеи взаимодействия всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования путем непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и повышения компетентности управленческих кадров.
Сроки реализации проекта: 2024-2026 годы